Прокурор разъясняет
- Раздел: Прокурор разъясняет
- Автор: Документ
О законодательных новеллах в регулировании контрольно-надзорной деятельности
Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее - Закон № 277-ФЗ) с 01.01.2017 существенно изменен порядок организации контрольно-надзорной деятельности.
Законом № 277-ФЗ конкретизированы перечисленные в статье 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) основания проведения внеплановых проверок.
В их перечень включено поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля (далее - орган контроля) заявления от хозяйствующего субъекта о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий (пункт 1.1 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ). Данная норма распространяет на «предлицензионные» проверки нормы Закона № 294-ФЗ, включая необходимость их учета в едином реестре проверок.
Проверки по фактам нарушения прав потребителей теперь могут проводиться лишь в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к субъекту предпринимательства и такое обращение не рассмотрено либо оставлено без удовлетворения (подпункт «в» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ).
Для видов государственного контроля (надзора), основанных на риск- ориентированном подходе, Законом № 277-ФЗ установлено дополнительное основание для внеплановой проверки (проводимой по согласованию с прокурором) - выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с хозяйствующими субъектами индикаторов риска (параметров их деятельности, соответствие которым или отклонение от которых является основанием для внеплановой проверки).
Ранее предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ основания внеплановых проверок (поступление обращений, информации о причинении вреда охраняемым ценностям, чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера или об угрозе наступления данных негативных последствий) дополнены новым источником таких сведений - анализом результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с хозяйствующим субъектом. Для должностного лица контролирующего органа установлена обязанность предварительного рассмотрения (предварительной
проверки) данной информации для восполнения недостающих данных, учета результатов рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и проведенных мероприятий по контролю с составлением мотивированного представления. Процедура предварительной проверки определена частью 3.2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ.
Частью 3 статьи 10 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что при сомнении в авторстве обращения должностное лицо органа контроля обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Электронные обращения могут служить основанием для проверки при условии их поступления посредством информационно-коммуникационных технологий с обязательной авторизацией.
Закон № 277-ФЗ усиливает профилактическую направленность контрольно-надзорной деятельности (в том числе обязывает органы контроля утверждать программы профилактики нарушений, информировать хозяйствующих субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований и т. д.) и внедряет новые элементы рискориентированного подхода к ее организации. Конкретизированы вопросы организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемыми, а также использования проверочных листов (списков контрольных вопросов).
Проверочные листы разрабатываются органом контроля в соответствии с общими требованиями, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)», и включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении хозяйствующим субъектом обязательных требований, составляющих предмет проверки. Утвержденные формы проверочных листов подлежат опубликованию на официальных интернет-сайтах контролирующих органов.
Там же должны размещаться перечни нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом каждого вида государственного контроля (надзора), тексты соответствующих нормативных правовых актов, а также ежегодные обобщения практики осуществления в соответствующей сфере контрольно-надзорной деятельности с указанием типичных нарушений и рекомендаций по их предупреждению, индикаторы риска нарушения обязательных требований (статья 8.2 Закона № 294-ФЗ).
Статьей 8.3 Закона № 294-ФЗ установлены перечень и порядок проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемым субъектом, по результатам которых должностное лицо органа контроля вправе принимать меры по пресечению выявленных нарушений, инициировать внеплановую проверку, а также направлять предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 166 утверждены Правила составления и направления предостережения,
подачи возражений и их рассмотрения, уведомления об исполнении предостережения.
Законом № 277-ФЗ введен правовой институт контрольной закупки, представляющей собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом контроля осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения хозяйствующим субъектом обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям (статья 16.1 Закона № 294-ФЗ). Особенности организации и проведения контрольной закупки, а также учета информации о ней в едином реестре проверок будут установлены Правительством Российской Федерации.
В новой редакции Закона № 294-ФЗ уточнены способы и срок уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении проверки (часть 12 статьи 9, часть 16 статьи 10), запрещено истребование у них документов и (или) информации до даты начала проверки (часть 9 статьи 15), а при выездном мероприятий по контролю - истребование материалов, ранее представленных в ходе документарной проверки (часть 10 статьи 11), определен порядок действий органа контроля при невозможности проведения проверки (составление акта, проведение в течение 3 месяцев плановой или внеплановой проверки без предварительного уведомления) (часть 7 статьи 12).
Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом пла-нировании в Российской Федерации» (далее - Закон № 277-ФЗ) с 01.01.2017 существенно изменен порядок организации контрольно-надзорной деятель-ности.Законом № 277-ФЗ конкретизированы перечисленные в статье 10 Фе-дерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государствен-ного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) основания проведения внеплановых проверок.В их перечень включено поступление в орган государственного кон-троля (надзора), орган муниципального контроля (далее - орган контроля) заявления от хозяйствующего субъекта о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий (пункт 1.1 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ). Данная норма распространяет на «предлицензионные» проверки нор-мы Закона № 294-ФЗ, включая необходимость их учета в едином реестре проверок.Проверки по фактам нарушения прав потребителей теперь могут про-водиться лишь в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защи-той (восстановлением) своих нарушенных прав к субъекту предпринима-тельства и такое обращение не рассмотрено либо оставлено без удовлетво-рения (подпункт «в» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ).Для видов государственного контроля (надзора), основанных на риск- ориентированном подходе, Законом № 277-ФЗ установлено дополнительное основание для внеплановой проверки (проводимой по согласованию с про-курором) - выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с хозяйствующими субъектами индикаторов риска (параметров их деятельно-сти, соответствие которым или отклонение от которых является основанием для внеплановой проверки).Ранее предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ основания внеплановых проверок (поступление обра-щений, информации о причинении вреда охраняемым ценностям, чрезвы-чайной ситуации природного и техногенного характера или об угрозе наступления данных негативных последствий) дополнены новым источником таких сведений - анализом результатов мероприятий по контролю без взаи-модействия с хозяйствующим субъектом. Для должностного лица контроли-рующего органа установлена обязанность предварительного рассмотрения (предварительной проверки) данной информации для восполнения недоста-ющих данных, учета результатов рассмотрения ранее поступивших подоб-ных обращений и проведенных мероприятий по контролю с составлением мотивированного представления. Процедура предварительной проверки определена частью 3.2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ.Частью 3 статьи 10 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что при сомне-нии в авторстве обращения должностное лицо органа контроля обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Электронные обращения могут служить основанием для проверки при условии их поступ-ления посредством информационно-коммуникационных технологий с обяза-тельной авторизацией.Закон №277-ФЗ усиливает профилактическую направленностькон-трольно-надзорной деятельности (в том числе обязывает органы контроля утверждать программы профилактики нарушений, информировать хозяй-ствующих субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований и т. д.) и внедряет новые элементы риск-ориентированного подхода к ее органи-зации. Конкретизированы вопросы организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемыми, а также использования проверочных листов (списков контрольных вопросов).Проверочные листы разрабатываются органом контроля в соответ-ствии с общими требованиями, определенными постановлением Правитель-ства Российской Федерации от 13.02.2017 № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков кон-трольных вопросов)», и включают в себя перечни вопросов, ответы на кото-рые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении хозяй-ствующим субъектом обязательных требований, составляющих предмет проверки. Утвержденные формы проверочных листов подлежат опублико-ванию на официальных интернет-сайтах контролирующих органов.Там же должны размещаться перечни нормативных правовых актов илиих отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценкасоблюдения которых является предметом каждого вида государственногоконтроля (надзора), тексты соответствующих нормативных правовых актов, атакже ежегодные обобщения практики осуществления в соответствующейсфере контрольно-надзорной деятельности с указанием типичных наруше-нийи рекомендаций по их предупреждению, индикаторы риска нарушенияобязательных требований (статья 8.2 Закона № 294-ФЗ).Статьей 8.3 Закона № 294-ФЗ установлены перечень и порядокпроведения мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемымсубъектом, по результатам которых должностное лицо органа контролявправе принимать меры по пресечению выявленных нарушений,инициировать внеплановую проверку, а также направлять предостережение онедопустимости нарушения обязательных требований.Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017№ 166 утверждены Правила составления и направления предостережения,подачи возражений и их рассмотрения, уведомления об исполнениипредостережения.Законом № 277-ФЗ введен правовой институт контрольной закупки,представляющей собой мероприятие по контролю, в ходе которого органомконтроля осуществляются действия по созданию ситуации для совершениясделки в целях проверки соблюдения хозяйствующим субъектомобязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказа-нииуслуг потребителям (статья 16.1 Закона № 294-ФЗ). Особенности организа-циии проведения контрольной закупки, а также учета информации о ней в еди-номреестре проверок будут установлены Правительством Российской Федера-ции.В новой редакции Закона № 294-ФЗ уточнены способы и срокуведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя опроведении проверки (часть 12 статьи 9, часть 16 статьи 10), запрещеноистребование у них документов и (или) информации до даты начала провер-ки(часть 9 статьи 15), а при выездном мероприятий по контролю - истребова-ниематериалов, ранее представленных в ходе документарной проверки (часть 10статьи 11), определен порядок действий органа контроля при невозможностипроведения проверки (составление акта, проведение в течение 3 месяцевплановой или внеплановой проверки без предварительного уведомления)(часть 7 статьи 12).